Триптих: кино – театр – литература

Первый общедоступный кинофестиваль "Триптих: кино — театр — литература"

Первый цикл «Кино и театр», 16–18 февраля 2016 г.
Второй цикл «Видеоарт», 16–18 марта 2016 г.
Третий цикл «Кино и литература», 28–30 марта 2016 г. • Круглый стол «Кино и литература», 31 марта 2016 г. 

Идея Первого общедоступного кинофестиваля «Триптих: кино — театр — литература» появилась на волне создания Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова и была реализована в самом начале 2016 года, объявленного Указом Президента РФ «Годом Российского кино».

Принципиальной позицией организаторов фестиваля стало его позиционирование как общедоступного мероприятия, проводимого для зрителей на безвозмездной основе — таким образом Академия осуществляет не только образовательную функцию, но реализует важнейшую социальную и просветительскую миссию, связанную с продвижением достижений театра и кино, в первую очередь отечественного.

Основу программных циклов фестиваля составляют самые разные произведения — от архивной кинохроники и первых опытов немого кино до современных кинолент и экспериментальных работ видеоарта.

Продолжительность каждого цикла кинофестиваля — три дня, с ежедневной демонстрацией фильмов на сеансах в 18:30 и 21:00.

Каждый цикл кинофестиваля включает кинопоказы и их обсуждение с участием слушателей и преподавателей Академии и специально приглашенных гостей фестиваля.

Завершает фестивальные циклы круглый стол «Кино и литература», в рамках которого приглашенные спикеры фестиваля обсудят природу творчества и вопросы взаимодействия различных жанров искусства.

 

ОРГКОМИТЕТ:

Сурен Шаумян – кандидат исторических наук, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый проректор Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова

Кирилл Разлогов – доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, президент Гильдии киноведов и кинокритиков

Игорь Беляев – кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, проректор по учебной и административной работе Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова

Нина Кочеляева – кандидат исторических наук, 2 директор АНО по развитию исследований и

проектов в области культуры и искусства «Новый институт культурологии»

 

Первый цикл Кинофестиваля «Кино и театр»
(16–18 февраля 2016 г.)

ANSM-16-02+03_A1_triple1.jpg

Программа этого цикла включает известные картины классиков советского кино, посвятивших свои работы теме театра, и уникальные материалы хроникального характера, хранящиеся в Государственном фонде кинофильмов РФ и Российском государственном архиве кинофотодокументов. Многие из этих кинодокументов не демонстрировались на экранах более полувека и остаются неизвестными не только для широкой аудитории, но и для специалистов.

В программе цикла представлены разные аспекты и стадии бытования театра на экране: от хроникальных записей театральных постановок, через фильмы-спектакли, которые являлись одним из ведущих жанров советского кино первой половины 1950–х гг., — к сложным игровым картинам о театре.

Программа показов:

16 февраля 2016 г. 

18.30 –«Шекспир в советском театре»

21.00 – «Советский театр 1930–х гг.: современная драматургия»

Обе программы составлены из материалов Российского государственного архива кино- фотодокументов и Госфильмофонда РФ.

17 февраля 2016 г. 

18.30 – «Дело» (1955 г., СССР, реж. Геннадий Казанский) 

21.00 – «Смерть Пазухина» (1957 г., СССР, реж. Григорий Никулин)

18 февраля 2016 г. 

18.30 – «Успех» (1984 г., СССР, реж. Константин Худяков)

21.00 – «Я — актриса» (1980 г. СССР, реж. Виктор Соколов

Куратор, ведущий – российский киновед, историк кино, старший куратор Госфильмофонда России ПЕТР БАГРОВ

 

Второй цикл Кинофестиваля «Видеоарт»
(16–18 марта 2016 г.)

ANSM-16-02+03_A1_triple2.jpg

Определение, которое лучше всего могло бы отразить задачи и содержание этого цикла фестиваля, можно обозначить следующим образом — «На границе кинематографа и современного искусства».

Программа направлена прежде всего на изменение зрительского менталитета и активное включение зрителя в процесс развития экранной культуры. Она включает различный опыт создания нового типа кино, определяемого, как авангардное и прогрессивное. Эта часть культуры имеет свой контент и своего зрителя, которого привлекает модель коммуникационного искусства, позволяющая ему интерактивно участвовать в драматургии художественного произведения.

Учитывая возрастающий интерес к видео- и медиаискусству в Москве, где широкий зритель уже перешел черту, мешающую восприятию нового языка искусства, и полюбил мультимедийные проекты. Специальная программа призвана познакомить студентов Академии Н.С. Михалкова и заинтересованную публику с авангардными направлениями в творчестве художников, перформеров, видеоартистов, аниматоров, экспериментирующих с языком, контекстом и техникой электронных и дигитальных средств массовой информации.

Куратор, ведущая – автор программы, арт-директор «МедиаАртЛаб» и Медиа Форума ММКФ, искусствовед, преподаватель ОЛЬГА ШИШКО

Программа показов:

16 марта 2016 г.

«По ту сторону монтажа / Путешествие во времени»

18.30

  • «Анемик синема» (1927, Франция, реж. Марсель Дюшан)
  • «Новая книга» (1975, Польша, реж. Збигнев Рыбчинский) «Машиновидение» (1975–1980, США, реж. Вуди и Штейна Васюлки)«Электронная лингвистика» (1977, США, реж. Гарри Хилл) «Путешествие» (1984, реж. Жан Франко Гуитон)
  • «Расстояние» (1984, Квебек, Лук Боурдон, реж. Франвойс Герард) «Кровь в цветке: чувственное путешествие» (1995, Нидерланды, реж. Мирель Мираге)
  • «Искусственный поток» (1999, Франция, реж. Франсуа Фогель)

21.00

  • «Белая ночь» (2010, Канада, реж. Арев Манукян) «Трансформанс» (2010, Германия, реж. Нина Куртела) «Бинокль» (2010, США, реж. Лесли Торнтон)
    «Три цвета. Белый? Три цвета. Серый? Три цвета. Красный?» (2012, Россия, реж. Александра Кузнецова)

  • «Человек с киноаппаратом: глобальный ремейк» (1999–2015, США, реж. Перри Бард)
  • «Места» (2004, Нидерланды, реж. Эрик Олофсен)

17 марта 2016 г.

«Секс и смерть — излюбленные темы кино и современного искусства»

18.30

«Область катастрофы» (1987–1988, США, реж. Гарри Хилл) «Акт Инге для Франца» (1996, Германия, реж. Хартмут Джахан)«Создавая лица» (1998, Норвегия, реж. Дженс Лиен) «Морфология желания» (1998, США, реж. Роберт Арнольд)

21.00

  • «Записки у изголовья (Интимный дневник)» (1995, Великобритания, реж. Питер Гринуэй)

  • «Блаженство и небеса» (2004, Дания–США, реж. Джаспер Джаст)
    «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» (2003–2007, Китай, реж. Ян Фудун, одна из частей)

18 марта 2016 г. – «Мокьюментари: реальности недостаточно»

18.30

  • «Падения» (1980, Великобритания, реж. Питер Гринуэй)
  • «Интервью (в поиске слов)» (1998, Албания–Франция, реж. Анри Сала, фрагмент)
  • «Китайская комната Алана Тьюринга» (2011, Россия, реж. Дмитрий Венков)
  • «Метро» (2012, Россия, реж. Елена Горбачева)

21.00 – «Домой» (2012, Россия, реж. Роман Мокров и Сергей Муравьев) «Одинокая вилла» (2005, Дания–США, реж. Джаспер Джаст) «Меня зовут Янез Янша» (2012, Словения, реж. Янез Янша)

Третий цикл Кинофестиваля «Кино и литература» (28–30 марта 2016 г.)

ANSM-16-02+03_A1_triple3.jpg

Третий цикл Кинофестиваля сфокусирован на проблемах взаимодействия и взаимопроникновения двух наиболее востребованных и массовых жанров искусства — литературы и кинематографии.

В основу его программы легла история экранизаций романа Льва Толстого «Анна Каренина» (1873–1876). Самая ранняя немецкая картина датируется 1910 годом. Она появляется, когда кинематограф еще только зарождался и только–только вырабатывались основы демонстрации на экране образов и сюжетов, пришедших из больших романов. Самый поздний фильм в нашем списке — российская лента 2014 года «До свиданья, мама», в которой ставший классическим сюжет разворачивается в условиях современности.

Многообразие воплощений «Анны Карениной» на экране далеко не исчерпывается представленными в программе фильмами, однако она составлена таким образом, чтобы зритель сумел проследить эволюцию режиссерских и актерских интерпретаций великого романа с момента появления кинематографа до настоящего времени и постарался открыть для себя, в чем состоит феномен притягательности именно этого произведения для кинематографистов различных эпох и поколений.

В программе представлены фильмы, где исполнительницами главной роли стали Грета Гарбо, Татьяна Самойлова, Татьяна Друбич, Александра Ребенок и др.

Куратор, ведущий – киновед, культуролог, Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России КИРИЛЛ РАЗЛОГОВ

28 марта 2016 г. 18.30

  • «Анна Каренина» (1911, реж. Морис Мэтр, фрагмент)
  • «Анна Каренина» (1914, Российская империя, реж. Владимир Гардин, фрагмент)
  • «Дочь Анны Карениной» (1916, Российская империя, реж. Александр Аркатов, фрагмент)
  • «Анна Каренина» (1918, Венгрия, реж. Мартон Гараш)

21.00 –«Анна Каренина» (1967, СССР, реж. Александр Зархи) 

29 марта 2016 г.

18.30 – «Асса–2» (2008, Россия, реж. Сергей Соловьев) 

21.00 – «Анна Каренина» (2008, Россия, реж. Сергей Соловьев) 

30 марта 2016 г.

18.30 – «До свиданья, мама» (2014, Россия, реж. Светлана Проскурина) 

21.00 – «Анна Каренина» (1935, США, реж. Кларенс Браун)



Круглый стол «Кино и литература» с Кириллом Разлоговым

31 марта 2016 г., 17:00–20:00

c4d6aba69502cf37b2bfea6abe691f01.JPG

Круглый стол «Кино и литература» завершает цикл мероприятий Общедоступного кинофестиваля «Триптих: кино — театр — литература».

Центральной темой для обсуждения на круглом столе станет проблема взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусства — в первую очередь кино, театра и литературы, включая и экспериментальные практики видеоарта. Основным материалом для анализа станут экранизации и театральные постановки романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Целью обсуждения является выявление и раскрытие творческих механизмов, различных подходов к созданию новых произведений на базе литературной классики, расширение и углубление понимания взаимосвязи литературы, театра, кино и актуального искусства у слушателей Академии и молодежной аудитории в целом.

Для участия в работе круглого стола приглашены ведущие деятели искусства страны, режиссеры — создатели театральных постановок и экранизаций «Анны Карениной», а также актеры, искусствоведы, кино- и театральные критики.

Модератор круглого стола — Кирилл Разлогов, проф., доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ.


Фотоотчет Круглого стола

Фотоотчет Кинофестиваля 

Партнеры

  • Сима-Ленд
  • ТД Посольство вкусной еды
  • МГИК

Информационные партнеры

  • ТАСС
  • Россия 24
  • Россия – Культура
  • ПрофиСинема
  • Холивуд
  • Культура
  • Большая Москва

При поддержке

  • Фонд Тимченко
  • Благотворительный фонд 12