Водевиль, Горький и «Метаморфозы 7»: что готовит Академия Н.С. Михалкова в 2021 году

15
февраля
2021

В Академии Н.С. Михалкова кинематографического и театрального искусства утвержден план постановочной работы актерской мастерской на 2 семестр в рамках осуществления годичного курса обучения слушателей. Так, проводится постановочная работа над созданием спектаклей «Дачники» по пьесе М. Горького в постановке Н. Кобелева (сдача спектакля – 6 мая 2021 г.), водевиля «Карантин» в постановке Д. Отяковского (сдача спектакля – 29 и 30 апреля 2021 г.), а также работа над отрывками по произведениям А.П. Чехова и И.А. Бунина, лучшие из которых будут отобраны в фирменный спектакль Академии «Метаморфозы 7» (педагоги: А. Левицкий, А. Дубровский, М. Милькис) под художественным руководством Н.С. Михалкова.   

Мы поговорили с педагогом, режиссером нового учебного спектакля «Карантин» Дмитрием Сергеевичем Отяковским – о принципах работы с актером, о замысле постановки, об особенностях репетиций, о том, как повлияла пандемия коронавирусной инфекции на творчество и не только. 


Спектакль «Карантин» – водевиль Н. И. Хмельницкого с музыкой А. Н. Верстовского в постановке Д. Отяковского. Сюжет, закрученный вокруг любовных приключений офицера Стрельского и его избранницы Ленушки очень актуален: действие происходит во время чумного карантина. Отец Ленушки (карантинный надзиратель Шляхтенко) пытается выдать её замуж за нелюбимого Клиникуса, а единственная героиня, в силах которой разрубить любовный узел Бригадирша Арбатова (тётушка Стрельского) заперта в карантине. Параллели с происходящим во время всеобщего «локдауна» позволяют сделать исторический материал актуальным и понятным сегодняшнему зрителю.


OgpGKXyh9E_3XBRJ7bpXpQBuZI2rtNDUBOFtU52C5K8.jpg

Дмитрий Сергеевич, Вы впервые работаете с артистами, обучающимися в Академии Н.С. Михалкова, над постановкой в жанре «водевиль» под названием «Карантин». Опишите, пожалуйста, Ваши впечатления от совместной работы с артистами-«академиками».

– Мы в самом начале интересного и непростого пути работы над спектаклем. С артистами мы пока только познакомились в формате кастинга и распределения ролей, но уже сейчас могу сказать, что это талантливые и очень способные молодые актёры с достойными вокальными данными. Некоторые из них уже имеют опыт работы в жанре мюзикла, что, несомненно, поможет в работе над музыкально-драматическим спектаклем. 

Жанр водевиля, некогда бывший самым популярным и, на мой взгляд, незаслуженно забытый ныне — очень интересен своей синтетической природой: совмещая музыкальную драматургию с разговорными сценами он занимает особую нишу между оперой, драматическим спектаклем и опереттой. Музыку к водевилю Н. И. Хмельницкого "Карантин" написал А. Н. Верстовский, выдающийся оперный композитор доглинкинской эпохи (он, например, написал одну из первых русских опер — "Аскольдова могила"). Сюжет отсылает нас к противочумному карантину 19-го века, но мы не занимаемся исторической реконструкцией водевиля на сцене, а скорее ищем актуальную форму существования жанра, проводя параллели с карантином коронавирусной инфекции, случившейся в 2020 году. 

Наша постановка "Карантин" проходит в формате учебного спектакля и, мне кажется, что именно водевиль является очень удачным материалом для обучения драматического актёра искусству музыкального театра. Студенты, обладающие вокальными данными, смогут раскрыть свой музыкальный потенциал в кантиленных ариях, в то же время те, кто с музыкальной грамотой "на вы" — смогут выразить себя в речитативной манере, получив основы работы с ритмической структурой музыкального сопровождения. 

Название спектакля – «Карантин» навеяно событиями, продолжающимися в мире. О чем будет этот спектакль (каковы сюжетные линии) и почему эта тема была выбрана в качестве учебной постановки?

– Начну отвечать со второго вопроса. «Ковидные» ограничения застали меня в Нюрнберге, где мы с Д. А. Бертманом работали над постановкой оперы "Демон" Рубинштейна. В соцсетях тогда была популярна картинка-мем с первой страницей "Карантина" Верстовского-Хмельницкого. Я переслал картинку Дмитрию Александровичу, и у нас родилась идея постановки этого спектакля. Нужно сказать, что поиск нотного материала был отдельным приключением, и я хотел бы выразить благодарность нотной библиотеке Московской консерватории, которая помогла разыскать рукописную партитуру в архивах. 

Так и родилась идея создания «Карантина», а почву для её воплощения и реализации осуществляет Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Я очень благодарен ей за эту возможность.

Что касается замысла спектакля – здесь, как говорится, главное не раскрыть всех секретов до открытия занавеса, чтобы сохранить интригу, столь важную в знакомстве с новым произведением (по информации, которую мы смогли найти в процессе подготовки спектакля — последний̆ раз "Карантин" игрался более ста лет назад на сцене Александринского театра). Сюжет основан на любовной истории молодого офицера и дочери карантинного надзирателя, влюблённые преодолевают различные препятствия, и в каком-то смысле карантин становится deus ex machina («неожиданной развязкой»), спасая, казалось бы, безвыходное положение. 

Что современного и необычного будет присутствовать в этой постановке? Ведь жанр «водевиль» своеобразен и далеко не современен, не популярен у российского зрителя. 

– В работе над малоизвестным зрителю названием очень важно соблюсти баланс между традиционным, "нарраттивным" подходом к постановке и интересными новаторскими ходами. В моей творческой биографии существенную часть занимают мировые премьеры опер современных композиторов — Р. Сагдиева, Е. Войтенко, Г. Фёдорова и др. Понимая, что первая постановка часто становится определяющей в дальнейшей судьбе произведения, режиссёру важно существовать в формате диалога с композитором, не навязывая решение, а предлагая своё видение. 

Этим же подходом я стараюсь пользоваться при постановке малоизвестных опер, правда если в работе с современниками можно взять и позвонить автору, в работе с произведениями, созданными композитором в 19-ом веке, необходимо вести этот диалог напрямую с партитурой. Сюжет "Карантина" настолько актуален, что его решение в современных костюмах, на мой взгляд, не идёт вразрез с авторской волей. Жанр водевиля, ныне воспринимающийся как нечто музейно-нафталиновое некогда был новаторским и современным. А то, что люди на сцене играли в камзолах и париках значило лишь то, что люди в зале были одеты точно так же. 

Сколько планируете репетировать и когда ожидается премьера? Будет ли проводиться премьера параллельно в онлайне, в screenlife-формате?

– Мы приступаем к онлайн-репетициям в начале февраля, постановочные репетиции "вживую" начнутся в марте. Спектакль будет сочетать скринлайф-эстетику с эффектом живого присутствия. Я уже пробовал этот формат в Эрмитажном театре, где мы показали мировую премьеру "Снежной королевы" Р. Сагдиева, декорацией к которой служили экраны смартфонов, занятых в спектакле в качестве перформеров. 

Учебная сцена ГИТИСа, где состоится премьера "Карантина", — отличная площадка, оснащённая световым и проекционным оборудованием, позволяющим создать эффект погружения артистов "внутрь" видеоряда. Надеюсь, что технические решения и режиссерская интерпретация музыкальной драматургии заинтересуют публику, и "переизобретённый" водевиль в исполнении слушателей актерской мастерской Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова вновь станет актуальным жанром. 


Дмитрий Сергеевич Отяковский – режиссер, победитель конкурса молодых оперных режиссеров в Мариинском театре, лауреат I премии международного конкурса «Нано-опера», победитель конкурса Digital Opera Performance в номинации «Лучший дизайн видеоконтента», лауреат национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Лучший онлайн-проект».

 


Фото: официальный сайт Дмитрия Отяковского https://otyakovsky.com/ru, архив пресс-службы Академии Н.С. Михалкова  

 

Партнеры

  • Сима-Ленд
  • ТД Посольство вкусной еды
  • МГИК

Информационные партнеры

  • ТАСС
  • Россия 24
  • Россия – Культура
  • ПрофиСинема
  • Холивуд
  • Культура
  • Большая Москва

При поддержке

  • Фонд Тимченко
  • Благотворительный фонд 12