30 ноября 2016 г. на сцене Российского Академического Молодёжного Театра (РАМТ) впервые для широкой публики состоялся показ спектакля «Метаморфозы» Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Спектакль проходил в формате открытой репетиции. Создатели постановки представили на суд зрителей совершенно новое прочтение классических произведений А.П. Чехова и И.А. Бунина, наполненное элементами хореографии, пантомимой и 3D-декорациями, представляющее из себя «живое кино» нежели спектакль в его классическом понимании.
(с) Фотокарточки (авторский backstage) предоставлены Инной Сопиной
По многочисленным просьбам зрителей камерный дипломный спектакль «Метаморфозы», который выпускники первого потока Академии Н.С. Михалкова представили прошедшим летом на закрытом итоговом показе в Театре киноактера, с успехом состоялся на большой сцене. Возмущенные тем, что «уникальный проект прошел мимо простого зрителя», а искусство, которое «должно принадлежать народу, перестало быть общедоступным», многочисленные любители театра написали публичное обращение к ректору Академии Н.С. Михалкову и Министру культуры В.Р. Мединскому, который также вместе со зрителями посмотрел спектакль в РАМТ. Петиция собрала более 18 тысяч подписей в интернете. В итоге, было решено провести дополнительные показы спектакля на театральных подмостках Москвы.
Спектакль с символичным названием «Метаморфозы» вобрал в себя рассказы Чехова и Бунина, которые студенты академии отрабатывали с наставниками своих мастерских. Материал артисты выбирали сами, как и способ, которым представят тот или иной рассказ, нарочно брали прозу, а не драму, чтобы не загонять себя в рамки и постараться передать актерскими средствами особенности авторского стиля. Так, рассказ Бунина «Месть» стал абсурдистской комедией, а сатира на бюрократию и кумовство Чехова «Без места» - водевилем с элементами оперы-буффа.
Слово метаморфозы отражает не только перевоплощение артистов, путешествующих из одного рассказа в другой, меняя образы и настроения вместе с костюмами, как в смонтированном из нескольких новелл кино. Метаморфозы – это, прежде всего, изменение качественного состояния.
- Во время учебы в театральном ты еще ребенок, - рассказывает актриса спектакля, выпускница Академии Н.С. Михалкова Юлия Гревцова, - а в академию приходишь уже взрослым, сформировавшимся артистом, с каким-никаким опытом за плечами. Когда какое-то время работаешь в театре, все приедается, замыливается взгляд, уже невозможно играть по-новому. А тут другие люди, новая волна, «легкое дыхание» - совсем другие возможности. Конечно, здесь не отправляют в космос, но все равно по-другому начинаешь играть, происходит внутреннее "растормошение". Само присутствие Никиты Сергевича на площадке действует на людей по-разному», - добавляет Гревцова, - кого-то его энергетическое поле раскрепощает, дает возможность импровизировать, а кто-то наоборот зажимается и ничего не может сделать. Но самое важное – он дает свободу актеру, идет прежде всего за ним, ничего не надумывает. Потому что он сам актер и чувствует актерскую природу. Бывает, ничего не получается, а только он вышел на сцену – все, люди по-другому начинают жить, играть, кто-то сразу в слезы, кто-то – в хохот. Поэтому он и Михалков.
Присутствовали на показе и именитые деятели культуры. Так, певец и композитор Дмитрий Маликов признался, что получил истинное удовольствие от просмотра «Метаморфоз»: «Идея и формат спектакля «Метаморфозы» мне очень понравились. Безумно интересно было попасть на подобное мероприятие, где достаточно профессиональный и интересный зрелищный спектакль перемежевывается с очень интересными, мудрыми, невероятно полезными и ценными мыслями и советами, которые даёт мэтр. Такая, в каком-то смысле, неожиданная и новая получается форма. Музыка в спектакле звучит очень сильно и усиливает эмоцию зрителя, которую дают актеры. Что касается моей знакомой, выпускницы Академии Инны Сопиной, которая играет в этом спектакле, то во время наших совместных гастрольных поездок она много мне рассказывала про свою работу над спектаклем с Никитой Сергеевичем. Я с трепетом ожидал этого события, которое, кстати, нужно повторять и играть как можно чаще, потому что, я уверен, у этого спектакля будет большое количество поклонников и почитателей. Поддержка Никиты Сергеевича особенно важна для перспективы данной постановки».
Оценил игру актёров известный российский кинорежиссёр Юрий Грымов: «Вообще идея Академии Н.С. Михалкова повышать уровень российских актеров очень актуальна. Только театральная школа и театральный опыт актера позволяют быть актером и получить в руки ремесло. Я рад, что в школе Никиты Сергеевича собрано большое количество очень серьезных, интересных актеров и режиссеров - очень профессиональных и известных».
Вскоре спектакль смогут посмотреть все желающие. Следующие показы запланированы уже на 2017 год и пройдут на сцене Театра им. Маяковского.
Информационная справка:
Спектакль «Метаморфозы» по произведения А.П. Чехова и И.А. Бунина изначально создавался как итоговая работа первого выпуска Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Литературно-сценический коллаж объединяет девять миниатюр, над созданием которых работали режиссеры Никита Михалков, Сергей Газаров, Александр Коручеков, Игорь Яцко, хореограф Сергей Землянский, художник-постановщик Юрий Купер, композитор Павел Акимкин, продюсер Сурен Шаумян. Общий замысел спектакля и художественное руководство принадлежит Н.С. Михалкову.
На сцене последовательно сменяют друг друга разножанровые мини-спектакли «Беззащитное существо», «О том, как я в законный брак вступил», «Легкое дыхание», «Месть», «Бабы», «Без места», «Загадочная натура», «Ушла», «Холодная осень», предваряемые рассказами Никиты Михалкова о русской литературе, атмосфере произведений А.П. Чехова и И.А. Бунина, творческом процессе, секретах актерского и режиссерского мастерства.