Режиссер Антон Яковлев представит сценическую версию "Игроков" Гоголя в Академии Н.С. Михалкова

02
ноября
2021

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации и в рамках проведения творческих проектов Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова в 2021 году проводятся практические занятия по методике производства театрально-зрелищных мероприятий. 

Под руководством режиссера театра и кино, актера, сценариста Антона Юрьевича Яковлева проходит практическая лаборатория по театральному искусству при участии слушателей Академии Н.С. Михалкова.

3TMHCjt3L5o.jpg

Занятия лаборатории посвящены трагифарсу – разбору сцен из комедии Н.В. Гоголя «Игроки» и ее сценическому воплощению. Итог работы будет представлен 3 декабря 2021 г. на Новой сцене Учебно-театрального комплекса ГИТИС. Постановка спектакля осуществляется при поддержке Благотворительного фонда Михаила Гуцериева "САФМАР".

О том, как проходят занятия в творческой лаборатории и как совместить на сцене классику и трагифарс нам эксклюзивно рассказал Антон Яковлев.

 

Антон Юрьевич, Вы впервые работаете с артистами, обучающимися в Академии Н.С. Михалкова, над постановкой в жанре трагифарс под названием «Игроки» (по Н.В. Гоголю). Опишите, пожалуйста, Ваши впечатления от совместной работы с артистами-«академиками» в рамках проведения занятий творческой лаборатории.

– Впечатления хорошие. Атмосфера в Академии прекрасная, ребята репетируют с удовольствием, работают увлеченно. Я предложил им довольно непростой способ существования в этом материале, даю задачи, подчас сложные даже для опытного актера. Но тем и интересно, что это для них своеобразный вызов. Учитывая, что они учатся всего год, профессиональная планка должна быть высокой, времени на «раскачку» у нас нет. Они должны научиться «впрыгивать» в разные жанры, почувствовать себя свободными в любом рисунке. Естественно, я всегда делаю тщательный разбор пьесы и ролей, предлагаю им мой способ действенного анализа. Артист должен понимать, зачем и что он делает на сцене.

Что современного и необычного будет присутствовать в этой постановке? В чем своеобразие жанра «трагифарс»?

– Замечательно оказаться в Академии, но здесь я человек новый и перед тем, как приступить к работе, мне важно было узнать у Никиты Сергеевича Михалкова о том, какие жанры и направления возможны для лаборатории. В ответ я услышал два имени – Станиславский и Михаил Чехов. Русский психологический театр как основа. Что всегда мне было близко, я – мхатовец. А в русской классике элементы трагифарса постоянны: будь то Гоголь, Салтыков-Щедрин, Лесков, Сухово-Кобылин, Булгаков да и многие другие. Ведь и наша жизнь во многом – трагифарс. К тому же, именно этот жанр позволяет проявить молодых артистов с разной стороны. Мой выбор «Игроков», определяется и тем, что в пьесе есть те вопросы, которые волнуют думающих людей и сегодня. Ведь здесь главное – не история соперничества изобретательных картежных шулеров, а тема ложной значимости, иллюзии власти над людьми. Что может быть современнее?

Расскажите, пожалуйста, о замысле декораций постановки и особенностях визуального воспроизведения: проще говоря, чем зрителя удивит «картинка»?

– Декорации предельно аскетичны, но при этом очень стильные. Для меня визуальное решение спектакля – не красивый фантик, не иллюстрация времени действия, а среда обитания, создающая атмосферу спектакля и помогающая проявить тему автора. Мы с художником намеренно не идем бытовым ходом. Наша история могла бы произойти в любое время. «Игроки» – не трактир середины 19 века, а притчевый, условный мир, своеобразное чистилище для героя. Здесь декорация – как отдельный персонаж, который живет своей жизнью, эмоционально реагируя на происходящее. 

 GvxzFmkf3oM.jpg

Занятия в творческой лаборатории, репетиция фрагмента


Сколько времени планируете репетировать и когда ожидается премьера?

– Премьера планируется 3 декабря на Новой сцене ГИТИСА. Увы, времени совсем немного. В условиях учебного процесса, режиссерской лаборатории, у меня нет и трети того времени, которое я привык получать в репертуарном театре. Мне дается 22 репетиции, за которые хочется сделать не просто эскиз, а полноценное произведение. И здесь надо увидеть, что могут те актеры, которые учатся в Академии. Их драматические, пластические возможности. Но, как я уже говорил, это отличный вызов в условиях сегодняшнего времени. И это дает хороший кураж.

     

Для справки

Антон Юрьевич Яковлев – российский режиссер театра и кино, актер, родился в Москве в актерской семье. В 1991 году закончил Школу-студию МХАТ, актерский факультет. От Школы-студии МХАТ стажировался в Оксфорде в 1990 году. В 2000 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров, мастерская В. Хотиненко и П. Финна. Яковлев поставил около двух десятков спектаклей в таких театрах, как МХТ им. Чехова, Малый театр, театр Вахтангова, РАМТ, Et Cetera и других. В большинстве своих постановок является не только режиссером, но и автором инсценировок и музыкального оформления.  За спектакль «Дуэль» (МХТ им. А. П. Чехова) был награждён Золотым дипломом Международного театрального форума «Золотой Витязь» — «За лучшую режиссерскую работу и инсценировку прозы А. Чехова», а «Макбет» (Театр на Малой Бронной) лауреат премии «Звезда Театрала» как лучший спектакль, созданный в большой форме. Яковлев – также лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства за спектакли «Макбет» и «Лес» (Московский театр сатиры). 

Спецпроект Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова «Творческие встречи и лаборатории» является масштабным социально-образовательным проектом, который проводится при поддержке Министерства культуры РФ пятый год подряд. Целью проекта является содействие профессиональному росту нового поколения актеров, режиссеров, продюсеров и иных представителей творческих профессий; налаживание творческих связей между молодыми артистами разных стран; обмен опытом между участниками творческих встреч; предоставление возможности молодым профессионалам получить бесценный опыт работы с ведущими специалистами отрасли, изучить  этапы создания собственного культурного продукта; создание атмосферы, объединяющей высококлассных наставников и учеников из разных областей культуры и искусства; освоение целевой аудиторией новых компетенций в сфере искусства, приобретение способностей к решению профессиональных задач повышенной сложности; мотивированных к достижению выдающихся творческих результатов. 


Фото: m.rusmir.media, Мария Чекалина

Партнеры

  • Сима-Ленд
  • ТД Посольство вкусной еды
  • МГИК

Информационные партнеры

  • ТАСС
  • Россия 24
  • Россия – Культура
  • ПрофиСинема
  • Холивуд
  • Культура
  • Большая Москва
  • MovieStart

При поддержке

  • Фонд Тимченко
  • Благотворительный фонд 12