18 марта 2022 г. в Российском фонде культуры, расположенном в особняке – главном доме Усадьбы Замятина-Третьякова, состоялся мастер-класс режиссера, ректора и художественного руководителя актерской мастерской Академии кинематографического и театрального искусства, народного артиста России Никиты Михалкова.
Урок мастерства – продолжение серии тематических мастер-классов Никиты Михалкова для слушателей (начинающие актеры, режиссеры и продюсеры), а также выпускников Академии Н.С. Михалкова.
Рождение слова – важнее его произнесения. Это основная мысль мастер-класса от Никиты Михалкова. Никита Сергеевич отмечает, что без энергии, которая влияет и на партнера, и на зрителя, слово – лишь звенящая пустота. Разбирали основные принципы актерского мастерства при работе над сценическими версиями произведений Чехова и Бунина (в частности те, которые войдут в новый учебный спектакль «Метаморфозы VIII»: «Метеор», «Контрабас и флейта», «Слова, слова, слова», «Дом с мезонином», «Два скандала», «Драма», «Пароход Саратов», «Солнечный удар», «Спать хочется»).
«Когда вы играете какую-то пьесу, там есть движение, там есть сюжет, там есть характеры, вам помогает драматург, потому что это драматическое произведение, оно рассчитано на то, чтобы его смотрели люди в зрительном зале, а Чехов и Бунин, они не для этого, и вот сделать это так, чтобы это было для этого, это высочайший пилотаж, это очень трудно», – отметил ректор Академии кинематографического и театрального искусства, народный артист России Никита Михалков.
Немалую роль играют костюм и грим, но при создании образа – не главную. Михалков рассказал, как шла работа над фильмом «Неоконченная пьеса для механического пианино». Наив, лиричность, прекрасный костюм, у Юрия Богатырева все вроде было, но персонажу чего-то все же не хватало.
«У него был 46 размер ноги, он говорит, сделайте мне 48, я подожму пальцы, и возникнет плоскостопие. И когда он с этим образом пошел, все полетело, но с этого нельзя начинать. Если ты начинаешь с этого, то ты становишься рабом этого образа», – заявил Михалков.
Главное – не прятаться за форму, концентрироваться на внутренних переживаниях, по-настоящему понимать глубинные мотивы персонажа.
«Он говорит такие вроде простые вещи, но которые сразу не видно, и ты его слушаешь, и прямо замираешь», – отметила слушатель актерской мастерской Академии Алина Чеченкова.
«Я, пользуясь случаем, задал ему максимальное количество вопросов, потому что Никита Сергеевич – человек, которого не так просто поймать, но если уже поймать, он отвечает искреннее и с вниманием относится к вопросам», – пояснил актер, режиссер и выпускник Академии Андрей Богатырев.
Подводя итоги встречи Никита Михалков отметил, что слушатели этого урока знакомы со всеми произведениями Чехова и Бунина, а это уже дорогого стоит.
Фото: Александр Коньшин
По материалам канала "Россия – Культура"