Фото на анонсе: Дария да Консейсао с бабушкой, Линой Кателой, спевшей для фильма уникальные народные песни на локальном африканском языке шаньгани
Мы всегда стараемся знакомить вас с достойными работами студентов и выпускников нашей Академии и рассказываем об интересных творческих проектах.
Дария да Консейсао, выпускница режиссерской мастерской, недавно вернулась из экспедиции в Африку, где работала над съёмками своей новой документальной картины «BLACK to USSR». Обсудили с ней, о чем будет это документальное кино, почему было решено проводить съёмки в Африке и зачем этому фильму такое провокационное название.
Дария да Консейсао и "Токио" Сексвейл, известный государственный деятель, ближайший соратник Нельсона Манделы, председатель совета по поддержке национальной обороны ЮАР, проходивший в 1975 году военную подготовку в Советском Союзе, где он специализировался на военной инженерии
Дария, как родилась идея снять фильм «BLACK to USSR»?
– Задумка снять кино о диалоге России и стран Африки родилась вместе со мной, ведь мой отец из Мозамбика, а мать русская. Отец учился в Военно-медицинской академии им. Кирова в Ленинграде и в Первом медицинском институте. После нескольких лет совместной жизни мои родители разошлись. Я закончила Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова, аспирантуру московского ГИТИСа и Академию театрального и кинематографического искусства Н. С. Михалкова. В своей работе я всегда стараюсь передать всю мощь и красоту исконно русской культуры. Недавно я завершила фильм «Ключи от Карелии», посвященный былинам, возрожденным в Заонежье. Однако унаследованные от моего отца африканские корни также «прорастают» в фильме «BLACK to USSR», над которым ещё идёт работа. Поездка в Мозамбик планировалась около года и, несмотря на возникшие сейчас ограничения и всевозможные препятствия, все задачи были выполнены. Кроме того, я позвала в экспедицию своего коллегу, также выпускника Академии Н.С. Михалкова, талантливого оператора Вячеслава Ложкового. В географии нашего проекта на момент первой экспедиции было две африканские страны: Южно-Африканская Республика (ЮАР) и Мозамбик.
Эляйн Конштантину, фотомодель, двоюрная сестра Дарии да Консейсао. Абитуриентка российского вуза
Как проходили съёмки? Расскажите о главных героях фильма.
– Первые три съемочных дня прошли в Йоханнесбурге, где одним из главных героев фильма стал ближайший соратник Нельсона Манделы господин Мозима Габриэль «Токио» Сексвейл. Темой нашего разговора в контексте фильма была непростая история, остро переплетающаяся с политикой. Наш герой, как и Нельсон Мандела – легенда, он может часами рассказывать о нелёгком пути освобождения Южно-Африканской Республики от колониального строя. В этой борьбе они получили в свое время ощутимую поддержку Советского Союза. Он называет Москву своим вторым домом.
Другим героем нашего фильма стал один из семи принцев ЮАР. Его представления о России не столь обширны, как у «Токио» Сексвейла, но он показался мне невероятно открытым человеком, готовым к сотрудничеству. Остальное время экспедиции (ещё месяц) мы провели в Мозамбике.
Лина Катэлла
С какими проблемами пришлось столкнуться во время съёмочного процесса?
– Несмотря на географическую отдаленность локации съёмки, мы были в полной безопасности. Интенсивный график передвижения, коронавирусные ограничения, финансовые проблемы, связанные с общеполитической повесткой – всего этого мы почти не заметили, так как Африка встретила нас радушно и в ЮАР, и в Мозамбике. В Мозамбике программа была очень насыщенной: красота семейных застолий, прогулки с родственниками по живописному берегу Индийского океана, съёмки в школах и больницах, знакомство с обрядовой стороной культа вуду, посещение городских праздников и выставок местных живописцев – все это стало частью фильма, передающего колорит экзотической Африки.
В Мозамбике мы снимали в курортной зоне Понто д'Оро, в столице - Мапуто, где, к слову, одна из главных улиц носит имя В.И. Ленина, а также в Бейре – городе, где живёт мой отец и трое родных младших братьев.
Дария с Принцем ЮАР
Расскажите, пожалуйста, о сценарии и о том, как Ваши родственники помогли съёмкам фильма?
В основе фильма – диалог России и Африки. Мы сняли душевное застолье с папиными друзьями, которые в молодости учились в Ростове-на-Дону, в Минске, в Ленинграде, в Москве. Они невероятно чтят российское образование, любят и поют русские песни, скучают по традиционной русской кухне.
Встретились с российским дипломатом, чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Мозамбике Александром Васильевичем Суриковым. В юности он служил в Анголе, а сейчас работает в Свазиленде и Мозамбике. Его взгляд на развитие отношений двух стран показался мне очень интересным и ценным для моего проекта.
Еще одна знаковая встреча – с ректоратом института кинематографии Мозамбика. Мы смогли обсудить дальнейшие творческие проекты, совместные съёмки и фестивали. Учитывая, что и я, и наш оператор Вячеслав Ложковой – члены клуба выпускников Академии Н. С. Михалкова, зародилась интересная перспектива сотрудничества. Перед поездкой я презентовала синопсис и проект фильма «BLACK to USSR» ректорату Академии Н. С. Михалкова, и было очевидно, что наша команда континентально расширяется. Я считаю, что главная миссия режиссёров-документалистов – объединять людей через взаимопроникновение культур. В моем случае это диалог моих двух культур, двух половин моей семьи, который я пытаюсь соединись в кино. Ректорат института кинематографии Мозамбика с нетерпением ждёт нашей следующей экспедиции, а также хочет показать мой фильм на национальном кинофестивале. Соответственно, в рамках киноклуба Академии Н. С. Михалкова мы тоже надеемся показать краткую версию фильма в Москве.
Чувствуете ли Вы себя там как дома?
– Безусловно. Мне близка эта человеческая простота, энергичность, зашкаливающая эмоциональность, красота природы и минимум технологического прогресса, которое, на мой взгляд, ведёт нас неверным путем. Невозможно не почувствовать себя дома, когда тебя обнимает 89-летняя бабушка Лина Катэлла, родившая 12 детей.
Дария с отцом, доктором Илидио да Консейсао
На какой стадии сейчас находится фильм и когда зритель увидит премьеру?
– Из отснятых в апреле материалов в данный момент мы монтируем краткую версию фильма для показа широкой аудитории. Есть живые и очень яркие моменты, важно показать их зрителю именно сейчас. Но, очевидно, впереди ещё несколько экспедиций на африканский континент и продолжение съёмок. Сейчас мы уже выпустили тизер краткой версии фильма.
Почему фильм называется «BLACK to USSR»?
– Изначально я хотела назвать фильм «Непорочное зачатие» (Прим. – так с португальского переводится фамилия Дарии – «да Консейсао»). Думаю, что оно не менее провокационное. Однако мой товарищ и сопродюсер Денис Лафанов предложил более емкое и актуальное название – «BLACK to USSR». На мой взгляд, это попадание в «яблочко», ведь ностальгия по Советскому Союзу в Африке ощущается очень сильно, в сердцах жителей Мозамбика и ЮАР живёт особая благодарность Советскому Союзу за поддержку этих стран в постколониальный период.
А я отдельно хочу выразить благодарность моим друзьям, которые вместе со мной работали и продолжают работать на этом проекте – Евгению Михальченко (Альянс народов мира) и Елене Демидовой (Международный благотворительный фонд «Древо Жизни»), а также искренне поблагодарить своих мастеров Академии Н.С. Михалкова – В. Хотиненко и В. Фенченко за те знания, опыт и умения, которые они мне подарили. Я надеюсь, что впереди у команды проекта очень большой и интересный путь!
Съёмочная группа в Доме культуры города Бейра
Фото предоставлено автором.
Текст интервью – на правах автора. Мнение автора может не совпадать с официальной точкой зрения.