Андрей Богатырев: «Все фильмы в жизни режиссера нужно воспринимать как новый вызов»

09
августа
2022

Режиссёр и выпускник Академии Н.С. Михалкова Андрей Богатырев завершает съёмки фильма про лидера культовой рок-группы «Чайф» Владимира Шахрина.

Документальный четырёхсерийный альманах «Чтобы стоять, нам нужно держаться корней» стал победителем конкурса документального кино ФПРК «Россия – взгляд в будущее», объявленный в марте 2022 года.

Проект познакомит зрителей с Владимиром Шахриным с очень неожиданной стороны: Владимир восстановил и трепетно хранит историю своих предков – купеческой семьи Шахриных, происходящей из уральского города Куртамыша. Там сохранился дом предков Шахрина. Теперь это краеведческий музей, который помогал реставрировать сам музыкант. 

IMG_643D000DF345-1.jpeg

О том, что Владимир Шахрин – потомок уральских купцов, музыкант узнал случайно в 2010 году. С тех пор он охотно помогает музею, своему бывшему родовому дому, дружит с директором теперь уже дома-музея Станиславом Батуевым. За сохранение и восстановление культурно-исторического наследия Куртамышского района Шахрин награжден медалью «Труд. Честь. Слава».

Сам артист отмечает, что семейные ценности, о которых мы так часто говорим, – это и есть та основа, которая позволяет нам понять Родину, самих себя, историю страны. История семьи – это до сих пор тот важный элемент, из которого, как из кирпичиков строятся деревни, города, вся наша страна. Фильм – это история про семью, про любовь к родному краю и к родной стране на уровне очень глубинных чувств, которые формируют твое детство, юность, да и всю твою жизнь.

Тема привлекла и Андрея Богатырева – документалиста, успешного в художественных игровых проектах и сериалах («Чума», Вампиры Средней Полосы. Новогодний Эпизод», «Красный Призрак» и тд.).

По его убеждению, в России почти забыты традиции советского неигрового кино. Фильмом-портретом о музыканте, основателе группы «Чайф» Владимире Шахрине, ему хочется вернуться к этой культурной традиции и снять художественный неигровой фильм о Родине и о поэте.

 

О том, откуда появилась идея снять документальный фильм-альманах про лидера группы «Чайф» и как проходили съёмки рассказал эксклюзивно для Академии Н.С. Михалкова Андрей Богатырев. 

    

0_cd9JbGTuA-round.pngАндрей, как появилась идея снять документальный фильм-альманах про лидера группы «Чайф» Владимира Шахрина? Насколько нова оказалась для Вас работа над этим документальным проектом?

– Я очень люблю российскую рок-культуру и, в отличие от многих скептиков, считаю ее полноценной страницей в истории русской поэзии и музыке конца 20-го века. Поэтому, когда мне позвонил один мой знакомый и сказал, что со мной хочет встретиться Владимир Шахрин, я даже не сразу поверил. Это примерно то же самое, если бы вам сказали, что с вами хочет встретиться Окуджава или Вознесенский. Мы встретились с ним на студии Гарика Сукачева во время записи песни Толика Крупнова «Я остаюсь», поэтому в этот день я смог познакомиться еще и с Гариком Сукачевым. Владимир Шахрин рассказал мне о своем фамильном доме, обрисовал идею фильма. Я очень загорелся этим предложением и тем, что могу снять, с одной стороны, фильм про большую и крепкую семью Шахриных, продолжая традиции своих именитых предков. В жизни семьи Шахриных, как и в других русских семьях, заложена наша общая история. Его фамильный дом – это прежде всего образ России. Метафора нашей Родины. Фильм будет, с одной стороны, о фамильном доме Шахриных, с другой – это размышления о семье, о Родине, о родной земле. Надо сказать, что съёмки не состоялись бы, если бы наш фильм не поддержал Фонд поддержки регионального кинематографа, за что я хочу сказать ему отдельное спасибо! 

 

На днях Вы завершили съёмки киноленты. Расскажите подробнее, пожалуйста, как они проходили: как Вы готовились к проекту, самим съёмкам. 

– На данный момент картина отснята на 80 процентов. Съёмки проходили в Екатеринбурге, а также в пригородах города, где Владимир Шахрин построил свой новый дом, который стал, как когда-то был дом его предков, местом встречи большой и дружной семьи. Ещё мы снимали в Кургане и небольшом городке Куртамыш, где находится фамильная усадьба Шахриных. Хочу отдельно подчеркнуть, что Владимир Шахрин, а также Владимир Бегунов, бессменный гитарист группы, никуда не переезжали, как делают многие став известными персонами – переезжают в Москву или Питер. Они остались жить на своей земле и очень многое делают для процветания родного края, особо об этом не распространяются, но помогают людям своей малой Родины строить храмы, заниматься музыкой и творчеством. Я очень счастлив, что Бог подарил мне знакомство с такими людьми, как Владимир Бегунов и Владимир Шахрин. Для меня они пример дружбы и преданности, которых так не хватает в нашем кино. В отличие от многих российских рок-групп состав «Чайфа» не меняется уже более 30 лет. И мне жаль, что центральные ТВ-каналы часто игнорируют наших рок-авторов, ведь они являются духовными «маяками».  

 Снимок экрана 2022-08-09 в 15.23.52.png

Документальное кино менее популярно у зрителя, чем игровое. Как молодой режиссер, в своем роде Вы пошли на эксперимент. Этот проект – это профессиональный вызов для Вас?

– Наверное, режиссеру все фильмы в жизни нужно воспринимать как новый вызов. Это помогает быть в форме, продолжать развиваться в творчестве и ремесле. Жизнь это движение. Что касается документального кино, то тут не согласен. Во-первых, у кинематографистов его принято называть «неигровым», так как «неигровое» кино тоже художественное, просто оно создано другими средствами. Во-вторых, оно не то, что менее популярно, оно вообще почти исчезло из поля зрения широкого зрителя. История неигрового кино почти забыта. Такие фамилии великих режиссеров неигрового кино, как Лисокович, Коган, Шуб, Кауфман, Флаэрти или даже Дзига Вертов практически полностью покинули культурное пространство. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем это изменится, и неигровое кино вернётся.  Кстати, многие путают это направление в кино с тем, что показывают по телевидению. Почти все, что мы видим по телевизору – это публицистика, документальные передачи. В слове «передача» уже заложен смысл. Это передача информации, а любое кино — это прежде всего образ. Мы постараемся сделать именно неигровой художественный фильм. 

 

В нынешних условиях где планируется провести премьеру и показывать киноленту?

– Премьера картины состоится сначала в Екатеринбурге, а уже потом в Москве и Санкт-Петербурге. Очень надеюсь, что фильм заинтересует российские ТВ-каналы и Интернет-кинотеатры. 

 

В профессиональном плане как Вам помогло обучение в Академии Н.С. Михалкова (в мастерской В.И. Хотиненко) при работе над своими проектами, которые являются довольно мощными и амбициозными? 

– Для меня обучение в Академии было более взрослым и осознанным, чем обучение во ВГИКе. Я поступал в Академию состоявшимся режиссером и взрослым человеком. Учиться у такого мастера, как Владимир Иванович Хотиненко было невероятно интересно, ведь порою просматривая его фильм «Зеркало для героя» я учился по-другому мыслить. Да и Владимир Фенченко – это отдельная страница моей жизни. Зачастую я посещал репетиции Никиты Сергеевича, которые он проводил вместе со своими студентами-актерами, и очень многому научился. У Никиты Сергеевича живой и гибкий подход с одной стороны, а с другой очень последовательный и четкий метод. Он смотрит в суть роли. Он пытается эмоционально и интеллектуально открыть человека, сделать его своим соавтором.   

 

Многие выпускники Академии после завершения обучения продолжают работать с командой «академиков». Сотрудничаете ли Вы сейчас с кем-то из выпускников Академии? 

– Учитель учит не столько словами, сколько своим образом жизни. Никита Сергеевич сплотил вокруг своего кино очень талантливую команду друзей, которая с ним уже долгие годы и каждый из них большой профессионал. Это и Александр Адабашьян, и Эдуард Артемьев, и Леонид Верещагин – и многие другие. Дух товарищества царит в Академии и передаётся её выпускникам. Я дружу и сотрудничаю с одним из ярких выпускников, артистом Гией Перадзе, с оператором Сергеем Баскоевым, режиссером Верой Водынски, продюсером Димой Якуниным и еще со множеством прекрасных товарищей. Такой способ творческого взаимодействия присущ и мне. Я долгие годы зову в свои фильмы тех, в кого влюблён как режиссер. Это и Алексей Шевченков, и оператор Никита Рождественский, и композитор Сергей Соловьев и многие другие.  

 IMG_8A4309A2B8A5-1.jpeg

Расскажите о творческих планах и о том, когда зрителю ждать премьеру документальной картины.

– Я надеюсь, что картина увидит свет в начале следующего года. А планов у меня очень много! Многое хочется сделать. Пару лет назад появилось хорошее чувство, что начался новый этап моей жизни. Я вроде ещё относительно молод, но и опыт какой-то уже есть, и больше хочется развиваться и снимать своё кино. В планах – продолжение фильма «Красный призрак», где история будет развиваться на фоне Отечественной войны 1812 года. Славянский фильм ужасов, где я хочу глубже погрузиться в мифологию Руси. Комедия «За ВДВ», которую мы будем делать совместно с Алексеем Чадовым, и я очень счастлив, что мне вновь удалось привлечь для работы своих соратников. Это и оператор Никита Рождественский, и актер Алексей Шевченков, многие другие яркие профессионалы. И, конечно, сейчас мы пишем сценарии новых фильмов: скоро закончим сценарий новогодней комедии «Баба Мороз». В ноябре, надеюсь, выйдет художественный фильм «Легенда о Самбо», а буквально на следующей неделе у нас запланирована премьера наших дневников с поездки на Донбасс.   



Фото предоставлено организаторами

Партнеры

  • Сима-Ленд
  • ТД Посольство вкусной еды
  • МГИК

Информационные партнеры

  • ТАСС
  • Россия 24
  • Россия – Культура
  • ПрофиСинема
  • Холивуд
  • Культура
  • Большая Москва
  • MovieStart

При поддержке

  • Фонд Тимченко
  • Благотворительный фонд 12