Владимир Алеников: «Нам есть чем гордиться и что показать»

04
февраля
2022

3 марта 2022 г. в Центральном доме кинематографистов (ул. Васильевская, д. 13) впервые состоится творческий вечер Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова, на котором будут показаны лучшие работы выпускников Академии, созданные за время обучения. Киноработы будут представлены сразу в нескольких жанрах. Их представят режиссеры картин вместе с педагогом, руководителем курсов «Режиссура жанрового кино» и «Специфика работы актера в кино» Владимиром Михайловичем Алениковым. После просмотра вместе со зрителями состоится открытое обсуждение фильмов.

В преддверии творческого вечера мы решили подробнее расспросить Владимира Михайловича о программе вечера, поговорили о практической уникальности учебного курса, преподаваемого мастером, а также обсудили творческие итоги и ближайшие планы.

***

1016_oooo.plus.pngВладимир Михайлович, в Академии Вы работаете со дня ее основания, читаете курс для актеров «Специфика работы киноактера» и для режиссеров, продюсеров «Режиссура жанрового кино». В чем уникальность и практическая полезность курса для молодых специалистов, имеющих высшее профильное образование и обладающих уже профессиональным багажом за своими плечами? Многие выпускники вспоминают совместные занятия с теплотой и трепетом и всегда отмечают бесспорную важность полученных знаний.  

– Оба курса, которые я преподаю в Академии, абсолютно уникальны, насколько я знаю, больше нигде в стране подобных курсов нет. Работу актера в кино, к большому сожалению, у нас не изучают как отдельную дисциплину. Даже во ВГИКе студенты защищают диплом не киноработой, а участием в театральном спектакле. А ведь между работой на сцене и на съемочной площадке огромная разница. И специфику этой работы необходимо понимать и знать. Западные актеры, как правило, проходят такой специальный тренинг, и потому им неизмеримо легче работать в кино. У нас же все обучение в основном зиждется на системе Станиславского, которая, безусловно, замечательна, но мало чем может помочь в освоении специфики кинематографа. К нам в Академию приходят профессиональные театральные артисты, и они ничего, как правило, не знают, об этой специфике. Курс предназначен для того, чтобы помочь им в будущей работе в кино и, судя по количеству благодарных откликов от бывших слушателей, он полностью выполняет свою задачу.

Что касается курса «Режиссура жанрового кино», то он тоже не имеет аналогов, поскольку я придумал его сам. Я – жанровый писатель и режиссер, очень люблю разные жанры кино, многие из них опробовал, так что всегда готов помочь начинающим, поделиться с ними опытом, дать какие-то рекомендации. Многое из того, о чем мы разговариваем на занятиях, я описал в своей книге «Свой почерк в режиссуре», но, разумеется, живое общение ничто заменить не может. Суть курса в том, что мы исследуем разные жанры, а результатом его являются фильмы, которые снимают слушатели. В каждом таком фильме они рассказывают одну и ту же утвержденную мной историю сразу в трех разных жанрах. Это счастливая и уникальная возможность попробовать себя в разных ипостасях с тем, чтобы определиться с выбором дальнейшего пути, окончательно понять, в чем, в каком жанре будущий режиссер сможет максимально реализоваться. Многие из бывших слушателей именно так и определили свой дальнейший творческий путь. Кто-то открыл для себя триллер, кто-то комедию, кто-то мюзикл. В любом случае, они за короткий срок приобретают совершенно неоценимый опыт. А творческие успехи наших бывших слушателей убедительно доказывают явную пользу обоих курсов.

3 марта 2022 г. в Центральном доме кинематографистов состоится показ лучших работ выпускников Академии Н.С. Михалкова, созданных под вашим руководством по итогам прохождения учебных дисциплин. Будут показываться трехжанровые фильмы разных лет. Какие это будут фильмы и почему решено впервые сделать такой показ?

– Это было предложение руководства Академии, на которое я с радостью откликнулся. Подобный показ, то бишь своеобразный отчет о нашей работе, назрел давным-давно. Ведь среди фильмов, снятых в рамках моего курса «Режиссура жанрового кино», немало ярких талантливых работ, прозвучавших на различных кинофестивалях. Нам есть чем гордиться и что показать. Для вечера в Доме кино я отобрал работы разных лет – что было совсем непросто: хочется показать побольше и поразнообразней (Прим. Программа вечера будет опубликована на сайте Академии позже). Поскольку все представленные работы снимались как минимум в трех разных жанрах, то зрители увидят и драмы, и триллеры, и мюзиклы, и комедии, и даже фильмы, сделанные в таком редком жанре как фильм-нуар. Полагаю, аудитория будет вполне удовлетворена. Мы планируем не просто показать работы, но и обсудить их со зрителями при участии самих авторов фильмов. 

В 2017 году с актерским курсом впервые в Академии Вы сняли полнометражный однокадровый фильм «Мастерская», получивший положительные отзывы критиков и различные призы на фестивалях. Расскажите, пожалуйста, подробнее о судьбе фильма, какая цель ставилась и каких задач удалось достичь по итогу создания фильма? 

– Фильм «Мастерская» рассказывает историю актерского курса, встретившегося на традиционный сбор спустя пять лет после выпуска. По жанру это драма. Начинается все с радостных шуток, а потом постепенно начинают «вываливаться скелеты из шкафов», их становится все больше, оказывается все происходящее не так уж и гладко.

Это был самый первый актерский курс, с которым я занимался спецификой работы актера в кино. Мне захотелось не повторяться, а сделать что-то иное, перейти на следующую ступень, и я предложил ребятам поучаствовать в создании настоящего полнометражного фильма. В эту затею поначалу никто не верил. Ведь бюджет у фильма был, по сути, нулевой, да и времени особого для производства тоже не было. Отсюда возникла идея снять всю картину одним сложнейшим кадром при тщательном внутрикадровом монтаже. Честно скажу, задача была не из легких. В мировом кино подобных однокадровых фильмов не больше полутора десятков, и обычно их репетируют перед такими съемками месяцами. В нашем же случае нам пришлось все делать максимально быстро. Я очень благодарен Никите Сергеевичу Михалкову за поддержку этой необычной идеи. Было крайне тяжело, но ребята горели этой работой так, что все в конце концов получилось. Правда, я предполагал снять три дубля, но сняли мы только два (оператор, полтора часа перемещавший 35-килограммовый стедикам, «выдохся окончательно»). Так что фильмом стал наш второй дубль. 

Это была безусловно крайне полезная работа для всех, кто в ней участвовал. Артисты на практике научились понимать и плановость, и взаимодействие с камерой, со светом, с партнерами, и многое другое. Все они до сих пор с благодарностью вспоминают эту нашу картину. Я это хорошо знаю, так как ряд актеров из того курса работает в данный момент у меня в музыкально-драматическом театре «ANTE», продолжает сниматься в моих новых фильмах, и, конечно, мы тесно общаемся. 

269861029_4899307156756410_5159252879851478841_n.jpg

В конце декабря прошла предзащита комплексных дипломных проектов слушателей этого года обучения. Также были показаны киноработы «Кастинг», «Дубль», «Мне пора», «Человек-сыр», «Здесь живет». Работая с новым курсом и имея уже представление о профессиональном «бэкграунде» ребят, какую общую характеристику курса и вашей совместной работы вы уже можете дать? Расскажите, пожалуйста, о планах работы с нынешним курсом во 2-ом семестре.

– Я бы сказал, что, в целом, курс этого года сильнее и интересней предыдущего. Главное его достоинство – все очень разные, со своим видением, но молодые люди безусловно профессиональные и одаренные. Есть даже ребята, явно склонные к комедии, что редкость. Я доволен, что помог им открыть для себя новые для них жанры. Так, скажем, Шура Виниченко совершенно влюбилась в жанр мюзикла и, несмотря на все сложности, сделала интересный фильм в этом трудном жанре, сняла работы в рамках курса, которые в том числе мы покажем на творческом вечере в Доме кино. 

Что касается второго семестра, то моя работа с режиссерами и продюсерами завершена. Теперь началась активная работа с актерами: разбираемся в специфике кино. Пока из-за временной дистанционной работы мы занимаемся онлайн, но я вижу, что ребята очень заинтересованы, им интересно выполнять необычные задания, так что это уже порука тому, что у этого курса есть хороший шанс стать успешным. Надеюсь, в апреле уже появится весомый экранный результат нашей совместной работы. 

   

Для справки

Владимир Алеников – режиссер театра и кино, писатель, драматург, сценарист, поэт, поэт-переводчик. Член ПЕН-клуба – Международной Ассоциации писателей, член Международной Ассоциации журналистов. Академик Национальной Академии кинематографических наук и искусств России «Золотой орел», академик Российской Академии кинематографических искусств «Ника», академик Российской Академии короткометражного кино. Обладатель более 50 наград на международных и всероссийских кинофестивалях, а также ряда почетных призов. Руководитель Мастерской жанрового кино на Высших курсах кино и телевидения ВГИК, а также курсов «Режиссура жанрового кино» и «Специфика работы актера в кино» в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Президент Санкт-Петербургского международного театрального фестиваля «Терра инкогнита». Президент Международной балтийской киноакадемии «Синемэджик».  Президент Международного фестиваля короткометражного кино «Окно» в Омске. Председатель Международного комитета по развитию кинематографии Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС). Художественный руководитель Московского музыкально-драматического театра «ANTE». Автор сценариев и режиссер-постановщик более двадцати художественных и документальных фильмов. Автор ряда романов, в том числе самой востребованной в России книги-пособия для начинающих режиссеров «Свой почерк в режиссуре».

 

Партнеры

  • Сима-Ленд
  • Чай Ахмад
  • ТД Посольство вкусной еды

Информационные партнеры

  • ТАСС
  • Россия 24
  • Россия – Культура
  • ПрофиСинема
  • Холивуд
  • Культура
  • Большая Москва

При поддержке

  • Фонд Тимченко
  • Благотворительный фонд 12
  • Сафмар