Борис Эйфман: «Мы участвуем в создании особого художественного явления – пластического кино»

19
ноября
2021

26 ноября в 19:00 в большом зале московского кинотеатра "Художественный" состоится эксклюзивный показ экранной версии спектакля "Up & Down" по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, приуроченный к юбилею режиссера Бориса Эйфмана. Главные роли исполнили ведущие солисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев (Дик Дайвер), Любовь Андреева (Николь Уоррен), Сергей Волобуев (отец Николь), Мария Абашова (Розмэри Хойт) и Дмитрий Фишер (Томми). Фильм аудитории представит выдающийся балетмейстер, народный артист России Борис Яковлевич Эйфман, выступивший в роли режиссера-постановщика. После показа хореограф проведет мастер-класс для студентов и выпускников Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Также вместе со слушателями пройдет дискуссия и обсуждения фильма с Мастером.

Съемки фильма-балета Бориса Эйфмана «Ночь нежна» – экранной версии всемирно популярного спектакля «Up & Down» – состоялись в Санкт-Петербурге в 2016 году. Режиссером-постановщиком выступил Борис Эйфман. Оператором-постановщиком стал Юрий Шайгарданов – один из наиболее опытных и авторитетных отечественных кинематографистов, снявший, среди прочего, такие кинокартины, как «Собачье сердце» (режиссер – В. Бортко) и «Страна глухих» (В. Тодоровский). 

Ночь нежна. Фото - Майкл Кури.jpg

«Перенося свой репертуар на экран, мы преследуем несколько важных целей. Прежде всего, это сохранение для последующих поколений наших спектаклей. Многие постановки после окончания их сценической жизни ушли в небытие именно из-за отсутствия полноценных экранных версий. Кроме того, мы хотим, чтобы искусство Театра было доступно той части зрительской аудитории, которая по ряду причин не может посещать наши спектакли», – отмечает Борис Эйфман. Кроме того, практика создания экранных версий постановок, полагает хореограф, помогает «получить новую визуальную форму выражения философского и эмоционального содержания балета». 

«Ночь нежна» – один из семи спектаклей Театра, которые были перенесены на экран за последнее десятилетие. В период 2010–2020 гг. также сняты киноверсии постановок «Анна Каренина» (2010), «Евгений Онегин» (2010), «Роден, ее вечный идол» (2012), «По ту сторону греха» (2013), «Чайковский. PRO et CONTRA» (2017), «Эффект Пигмалиона» (2020). Фильмы-балеты Театра неоднократно демонстрировались в отечественном федеральном телеэфире и на французском телеканале Mezzo. На протяжении 2019 года и 2020 гг. «Братья Карамазовы» (киноверсия спектакля «По ту сторону греха») в рамках проектов TheatreHD и Stage Russia HD шли в кинотеатрах России, США, Великобритании, Германии, Израиля, Белоруссии и других стран, а также показывались онлайн на международных фестивалях в Мексике и Бразилии.

 Ночь нежна. Фото - Евгений Мавтеев_2.jpg

В преддверии события Борис Яковлевич эксклюзивно рассказал нам о том, как сохранить атмосферу философско-интеллектуальной и художественной сути спектаклей на киноэкране, о способах поиска новых творческих идей и о тенденции появления особого художественного явления – пластического кино.

681_oooo.plus.png

В Москве Вы вновь презентуете перенесенный на экран спектакль-балет (седьмой по счету). Какие цели Вы преследуете, неоднократно перенося сценические произведения на экран, и в чем Вы видите преимущество этого способа коммуникации со зрителем? (возможно, расширяется восприятие зрителем этого жанра (прим. «кинобалет»), ведь нынешнему поколению свойственно «клиповое» мышление). Является ли это продолжением «попытки выйти за рамки простого обывателя»?

– Любая творческая деятельность – это выход за рамки обыденности и обывательского мышления. Что касается фильмов, которые снимает Санкт-Петербургский академический театр балета, то мы занимаемся этим, прежде всего, для сохранения нашего уникального репертуара для последующих поколений. За десятилетия творческой работы я создал более 50 спектаклей, и многие из них канули в небытие из-за отсутствия видеофиксации. Если она не была своевременно и качественно сделана, то архивную постановку даже при огромном желании уже невозможно восстановить и вернуть на сцену. Во-вторых, мы хотим приобщить к нашему искусству ту часть аудитории, которая по ряду причин не имеет возможности посещать живые выступления труппы. Конечно, в последнее время театр достаточно активно гастролирует по России. Мы приезжаем даже в те города, где никогда не были за всю 45-летнюю историю труппы. Но все равно остается немало зрителей, знакомящихся с нашим репертуаром исключительно с помощью DVD. И, наконец, самое главное: выпуск полноценных киноверсий помогает находить оригинальную визуальную форму передачи философско-интеллектуальной и художественной сути спектаклей.

Как происходит адаптация постановки для «большого кино» и тяжело ли хореографу стать, по сути, кинорежиссером? 

– Если создание балетного спектакля – это восхождение на Голгофу, то работа над его киноверсией – Голгофа в квадрате. Ведь мне приходится осваивать абсолютно новую для себя область – кинематограф. Я не могу доверить кресло режиссера-постановщика приглашенному специалисту (даже самому именитому), поскольку никто, кроме хореографа, не знает, как нужно экранизировать балеты. Все то же самое относится к этапу монтажа фильма. Я вынужден заниматься этой каторжной работой самостоятельно, проводя перед монитором бесконечные часы. Очень трудно совмещать такую деятельность с сочинением новых спектаклей, репетициями, решением бесконечных административных вопросов. Но другого пути, если хочешь получить качественную экранную версию балета, у меня нет.  

Усложняет ли, меняет ли киносъемка (в частности – крупные планы) процесс создания постановки?

– Мы не меняем сам спектакль в процессе переноса его на экран. Дело в ином. Объединяя современные кинотехнологии, выразительные возможности театрального искусства и движение человеческого тела, мы участвуем в создании особого художественного явления – пластического кино. Наши лучшие и самые известные постановки, получив надлежащее киновоплощение, обретают новое эмоциональное и эстетическое измерение. Многие театры просто записывают на камеру живое исполнение своих спектаклей на сцене и выпускают это на DVD. Мы идем гораздо более сложным путем, снимая киноверсии в павильонных условиях, со множеством дублей. Артистам и членам киногруппы приходится работать в довольно трудных условиях с утра и до позднего вечера. При этом от танцовщиков требуется не только технически безупречное многократное исполнение всех элементов хореографической партитуры, но и полная актерско-драматическая самоотдача. Ведь камера (особенно на упомянутых Вами крупных планах) подчеркивает малейшие мимические и пластические нюансы. 

Что нового, с Вашей точки зрения, могут для себя подчерпнуть (в профессиональном плане) начинающие кинематографисты: режиссеры, актеры, продюсеры после просмотра фильма-балета и его обсуждения?

– Я сам еще многому учусь в киноискусстве, поэтому не могу считать себя наставником и мэтром в данной области. Надеюсь, просмотр фильма «Ночь нежна» поможет начинающим кинодеятелям погрузиться в красоту балета, проникнуться его особой эмоциональной энергией и увидеть, насколько обширны творческие возможности, открываемые синтезом кинематографа и танца. 

К вопросу о творческом поиске: где Вы черпаете вдохновение, создавая удивительные, глубоко философские спектакли-балеты?

– Я постоянно впитываю в себя колоссальное количество культурной информации: смотрю фильмы, читаю книги, знакомлюсь с историческими материалами. В процессе накопления и переосмысления получаемых сведений происходят своего рода вспышки, озарения. И тогда идеи новых спектаклей, до этого вызревавшие внутри, начинают кристаллизоваться. Но рождение творческой идеи – всегда таинство. Никаких безотказных методик и алгоритмов здесь нет. Я могу лишь постараться спровоцировать приход вдохновения. Все остальное – на усмотрение высших сил.

Ночь нежна. Фото - Евгений Мавтеев_3.jpg

Справка:

Балет Бориса Эйфмана «Up & Down» – квинтэссенция психоаналитических изысканий хореографа. Смысловое пространство спектакля, заключенное между двумя разнонаправленными векторами сюжета (деградация молодого талантливого врача и восхождение его жены и пациентки), превращено в поле сюрреалистических экспериментов. Эйфман изображает распад сознания героев, извлекая на поверхность их кошмары и мании. 

Взлеты и падения персонажей происходят на фоне блистательного Века Джаза – безудержного праздника жизни, эпохи свободы, чувственности и гедонизма, виртуозно воссоздаваемой хореографом и его артистами. 

Борис Эйфман: «Этот спектакль – трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека. История о том, как извечная мечта о счастье оборачивается крушением, а внешне красивая и беззаботная жизнь, протекающая под ритмы джаза, – кошмаром». 

Премьера спектакля состоялась в январе 2015 года в Санкт-Петербурге. Балет был с триумфом показан в Париже, Братиславе, Чикаго, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Москве, Монте-Карло, Лондоне и в других городах. В апреле 2016 года солисты Театра Любовь Андреева и Олег Габышев стали лауреатами Национальной театральной премии «Золотая Маска», получив награды за лучшие женскую и мужскую роли в балете и современном танце за исполнение главных партий (Николь Уоррен и Дика Дайвера) в спектакле «Up & Down».

    

Фото: Евгений Матвеев, архив пресс-службы Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана

Партнеры

  • Сима-Ленд
  • ТД Посольство вкусной еды
  • МГИК

Информационные партнеры

  • ТАСС
  • Россия 24
  • Россия – Культура
  • ПрофиСинема
  • Холивуд
  • Культура
  • Большая Москва

При поддержке

  • Фонд Тимченко
  • Благотворительный фонд 12